Из кочевников степи – в кочевники Космоса

Из кочевников степи – в кочевники Космоса

«Казахстан ждет великое будущее — и я
хочу, чтобы мой труд был вкладом в
приближении этого будущего» Олег
Афонин в бытность студентом истфака
КарГУ (мой однокурсник)

Посвящается памяти моего деда
Әсемхана Сыдыханұлы — солдата
Великой Отечественной войны и
узника сталинских лагерей.

Эта книга служит для того, чтобы, опираясь на события прошлого, понимать настоящее и планировать будущее в масштабах страны. Определение положения страны и нации в мире и времени важно для дальнейшего поступательного развития страны. Взгляд в прошлое нужен для более полного осознания живой ткани Бытия, узоры которой всегда возникают в настоящий момент. Очень важно опираясь на прошлый опыт, предоставленный Историей, выбрать наиболее оптимальный вариант Будущего. И цепко выделив его тенденции в настоящем, ухватиться за него железной хваткой и неуклонно претворить в жизнь.

Введение

Прежде всего, определимся, что такое кочевничество. Это система хозяйствования, причём, очень высокорентабельное, позволяющее освободить большое количество людей от необходимости производить продукты питания. Вследствие чего, эти люди имеют возможность заниматься другой деятельностью. Обычно это приводило к развитию ремесел и искусства. Не секрет, что именно кочевники первыми освоили выплавку металлов из различных руд. И это не то, что не удивительно, а вполне закономерно. Все новшества в области металлургии на заре человеческой истории были привнесены кочевниками Евразии — нашими предками, населявшими Великий Пояс Степей, который пересекает с востока на запад весь Евразийский материк. А наша страна, к слову сказать, занимает обширные пространства именно в самом центре самого крупного материка нашей планеты. Наши славные и великие предки саки (они же скифы в греческой историографии) первыми нашли то оптимальное соотношение меди и олова в великолепном сплаве — бронзе. Я не зря назвал этот материал великолепным. Бронза не просто сплав — это целая поэзия в истории Степи. Бронза находила применение во всех сферах жизни степняков, начиная от котлов и заканчивая оружием и украшениями. Примерами являются изделия созданные в сакскую эпоху в «зверином» стиле. Золото и серебро тоже не остались в стороне. Свидетельство тому, поражающие филигранной отделкой сотни мельчайших деталей «Золотого человека», найденного в Иссыкских курганах, сотворенных поистине «золотыми» руками тех саков. Металлургические изыскания саков продолжили их достойные потомки — гунны и тюрки, которые освоили производство железа и высококачественной стали. Производство изделий из металлов послужило огромную роль в дальнейшей модернизации использования лошади — этого корабля степей кочевников Евразийских степей. А лошадь толкала на дальнейшее развитие металлургию. Коневодство и металлургия — эти два явления взаимосвязаны между собой до того тесно, что расчленить их просто невозможно. Именно взаимовлияние металлургии и коневодства послужило той краеугольной основой для развития степной кочевой цивилизации, которая создало неповторимое мировоззрение и мироощущение степняка, его особый склад мысли, особую культуру и особый дух. Лошадь позволила освоить просторы Евразии нашим предкам. Недаром наши великие предки саки приносили в жертву солнцу лошадь — «самое быстрое животное — самому быстрому светилу». Конь — спутник кочевника был освящен жизнью и временем. Кочевать можно и на других животных, например на верблюдах, как арабы. К слову сказать, верблюдов наши предки тоже использовали в своем хозяйстве. Но в степи удобнее всего кочевать на лошадях, потому что копыто лошади самое лучшее приспособление природы для скачки на твердом грунте. Именно поэтому лошадь и явилась основой кочевничества как системы хозяйствования в Евразийских степях. И для начала надо четко понять одну вещь, что кочевничество это стройная, строго регламентированная самой жизнью система хозяйствования, четко привязанная к определенной в жесткой (порой кровавой) конкурентной борьбе территории, не имеющее ничего общего с бродяжничеством. Бродяжничество в истории, конечно же, имело место быть. И даже сейчас некоторые племена Новой Гвинеи и пигмеи Африки практикуют первобытное бродяжничество и собирательство. Но, повторюсь еще раз, это к кочевничеству никакого отношения не имеет. Во-первых, у кочевников передвижения по четко определенному маршруту имеют ярко выраженный сезонный характер. Во-вторых, закончив цикл своих кочевых передвижений, степняки всегда возвращаются к тому месту, откуда начали свою кочевку. У кочевников есть ярко выраженная точка отсчета — некий центр, от которого начинается мир. Для отдельных родов и племен это, конечно, зимовья и могилы предков. Для объединений и союзов племен — могилы выдающихся людей и места отправления религиозных ритуалов, а так же места, где были приняты важные, судьбоносные для народа, решения. Есть, конечно, и общий для всего тюркского кочевого мира священный центр — это Алтай — колыбель тюрок. Зимовья для кочевника база для жизнедеятельности. Могилы предков тоже база, но это скорее база духовная — моральная опора для степняка, которая даёт осознание его жизненных истоков и силы для обыденной, чаще всего наполненного разного рода превратностями, жизни.

Элементы кочевничества, по-моему, есть во всех динамично развивающихся цивилизациях. Разделить цивилизации можно на теллуристические и маринистические. Развитие теллуристических цивилизаций происходит на суше. Жизнедеятельность маринистических цивилизаций связана с морем. Рассмотрим, как обычно развивались последние. Есть, к примеру, какие-то племена, живущие на берегу моря. Естественно предположить, что они будут потреблять то, что дает море, так назьшаемые морепродукты. С течением времени, у этих приморских племен будет расти стремление получать большее количество морепродуктов, необходимых для их жизни. Следовательно, появится необходимость в средствах, позволяющих преодолевать морские просторы. И эти средства рано или поздно появятся. Сначала это будут плоты, потом лодки, позже ладьи и, наконец, хорошо оснащенные для освоения водных просторов морей и океанов корабли с мачтами и парусами. Движения по морю, особенно в первое время, носили сезонный характер. У морских племен есть базы на берегу — это какие-то поселения, расположенные в удобных и как-то защищенных от разгула морских стихийных явлений, местах. С течением времени, эти поселения превращались в города с портами, доками, складами и судоверфями, то есть с развитой инфраструктурой. Базы усложнялись со временем. Есть также средства для освоения водных территорий, правильнее акваторий, — корабли. Есть сами акватории, границы которых определяются в жесточайших морских сражениях. Налицо все элементы кочевого хозяйствования. Возьмём наиболее развитый период маринистических цивилизаций: это время, которое начинается с Эпохи Великих Открытий и заканчивается развалом империалистических колониальных держав. Здесь база это метрополия. Территория — заморские владения — колонии. Средство — развитый военно-морской флот. Постоянно ведется напряженная борьба за расширение колониальных владений. Снова наблюдаются все признаки кочевничества.

Вернемся к степным кочевникам — нашим предкам. Они создали великую степную цивилизацию, основанную на стройной системе хозяйствования — кочевничестве. Главной фигурой этой системы являлся пастух. Он производил базовый продукт кочевой системы. Скотоводство при кочевничестве является, как мы рассмотрели выше, очень высокорентабельным видом производства, позволяющим высвобождать массы людей от необходимости производить продукты питания. Скот использовался без остатка. Мясо и молочные продукты, которые составляли основу рациона степняка — это очень высококалорийная пища, дающая человеку огромное количество энергии, необходимой для активных физических действий. Кожа и шерсть животных использовались при изготовлении одежды, обуви и жилища. Даже кости использовались. Из них делали наконечники для стрел и различные предметы обихода. Часто поделки из кости имели высокохудожественную эстетическую ценность.

Скот очень легко угнать, так как это все ж таки имущество движимое. Появляется необходимость в следующей фигуре: воине, который должен обеспечить безопасность скота, как главного богатства, ну и попутно и людей, конечно. Воина нужно снарядить, а это уже функция оружейника.

Начиная с эпохи бронзы, оружейник и металлург выделяются из среды кочевников. В это время создаются бронзовые псалии, которые являются основой узды. Лошадей стали покрывать попоной. У человека появилась возможность управлять лошадью, сидя на ней верхом, с помощью узды. Во время боя в ходу были мечи — акинаки, ноу-хау наших далеких великих предков — саков. Использовались также луки со стрелами.

В дальнейшем происходило усовершенствование снаряжения лошади. Было создано седло. Революционным изобретением в деле использования лошади явилось, конечно же, стремя, имевшее огромное значение в развитии всей кочевой цивилизации в целом. Оно отразилось во всех сферах жизни и в частности, конечно же, сфере военной. Стремя давало упор, который позволял выпрямить ноги и встать во весь рост, держась за узду или же держась за луку седла, можно было согнуться далеко вперед. Это значительно увеличивало размах руки. Необходимость в длинных мечах отпала. Можно было использовать сабли, изогнутая форма которых позволяла разрубить врага наполовину с головы или с плеча до самого седла. У сабли есть еще одно существенное преимущество перед мечом — она значительно легче по весу. И сабли появились; они были ноу-хау других наших великих и славных предков — тюрок. И стрелу, вы­пущенную из лука, привстав на стременах можно было послать значительно дальше. Конь, оснащенный уздой и седлом со стременами, идеальное средство для освоения степных просторов — своеобразный корабль степей, если провести аналогию с плавсредством маринистических держав.

Наши славные и великие предки степняки-кочевники, создатели Великой степной кочевой цивилизации, тысячелетиями властвовали над просторами Евразии. И это не случайность. Само кочевое общество со своей системой хозяйствования позволяло это сделать. Кочевое общество это сложный социальный организм, где четко прослеживается строгая дифференциация общества по функциональным признакам. Бии как социальный институт должны были однозначно и неизбежно появиться как необходимой средство урегулирования неминуемых стычек за пастбища. Население степи росло всегда быстро, а количество пастбищных земель и угодий оставалось неизменным. Борьба за лучшие пастбища выливались в конфликты, чаще всего вооруженные, между родами. Родовое устройство общества кочевников вытекает из самой жизни. Род это разросшаяся семья по своей сути. Дальность и близость родства, хитросплетения сложных родовых отношений кочевниками воспринималось особенно остро. Именно это восприятие степняков родственных отношений определяло борьбу за место под солнцем и накат этой борьбы. Чтобы столкновения интересов отдельных родов не переросло в кровопролитные вооруженные столкновения нужна была особая система сдержек и противовесов, созданная са­мим кочевым обществом. Бии и являлись основой этой системы выживания социального организма кочевников. Именно они поддерживали хрупкое равновесие мира между племенами и родами, стараясь не довести возникающие конфликты до кровопролития. Все это давало возможность тысячелетиями властвовать над просторами Евразии. Возможности были всегда. Реализовывались ли они? Вот это мы рассмотрим далее…

Чтобы прочитать продолжение, приобретайте книгу. Обращайтесь по адресу город Караганда, ул. Зональная 77/2, кабинет №1 или по телефону +7701-308-86-27